Сенсорное развитие с тренажёром "Топотуша"
Мапхонина Оксана Эдуардовна
Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте. В этот период при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности, обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.Актуальность данной темы заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с "живого созерцания", с ощущения (отражение отдельных свойств, предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Хотя, известно, развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Ведь, как справедливо отмечает Б.Г.Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека».Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Малыша окружает природа со всеми ее сенсорными признаками – многоцветьем, запахами, шумами. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства.
Сенсорное воспитание означает целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно, и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т. п.).
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития;
- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- развивает наблюдательность;
- готовит к реальной жизни;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения;
- развивает внимание;
- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Задачи технологии:
- укрепление мышц ладони;
- развитие мелкой моторики, координации рук;
- развитие ориентировки в пространстве;
- обогащение и активизация словаря, развитие выразительности речи;
- развитие усидчивости и мотивации к обучению;
- повышение жизненного тонуса ребенка, эмоционального благополучия.
Оздоровительное направление предполагает регулирование деятельности группы для соблюдения режима, формирование у детей жизненно важных двигательных умений и навыков, способствующих укреплению здоровья детей, стимулирование чувствительности и двигательной активности детей, сенсорно - перцептивных процессов.
Воспитательное направление обеспечивает социальное формирование личности, воспитание ее с учетом фактора развития, воспитание ребенка с творческими способностями, развитие и коррекцию познавательных процессов (внимание, память, ассоциативность и гибкость мышления, словарный запас речи, воображение), воспитание умения выражать свои эмоции. Развитие и корректирование зрительных, слуховых и тактильных ощущений.
Образовательное направление обеспечивает усвоение систематизированных знаний; формирование сенсомоторных умений и навыков; развитие моторных способностей, предусматривая, в первую очередь, формирование отношения к активной деятельности, интереса и потребности в совершенствовании сенсорных навыков ребенка, внедрение в практику нетрадиционных методов и приемов, формирование представлений об окружающем мире.
Пальчиковый тренажёр «Страусёнок Топотуша» и "Слоненок Топотуша"
Тренажёр «Топотуша» развивает детскую руку во время веселых игр. Чем ловчее пальчики ребёнка, тем проще даются ему учеба и повседневные занятия, а в творчестве открываются все новые двери!
Тренажёр «Топотуша» сделан из гибкого, термопластичного эластомера, приятен на ощупь и идеально подходит для детской руки. Его ноги и голова имеют отверстия, в которые ребенок помещает пальцы и начинает управлять игрушкой. Это уникальный материал для развития у детей воображения, мышления и образной речи, активизирующий познавательные процессы, улучшающий функционирование мелкой моторики, умений управлять своими движениями!
Игры с пальчиковым тренажером разрабатывают руку и максимально развивают мелкую моторику ребёнка. Он задействует и укрепляет большое количество мышц руки, тренирует запястье. Пальчики ребёнка теперь справляются с самыми маленькими предметами (легко завязывают шнурки, застегивают пуговицы и так далее). Развитие мелкой моторики напрямую связано с развитием речи. Ребёнок говорит быстрее, четче, лучше формулирует мысли. А чтение сказок и разыгрывание различных сюжетов увеличивают словарный запас ребенка. Игра с пальчиковым тренажером способствует также активной работе мозга, развитию мышления, ориентированию в пространстве. А также ребёнок развивает воображение, образное мышление; он всегда любознателен и весел! Ребенок с радостью погружается в игры и незаметно для себя начинает лучше управлять своим телом.